С 4 октября 2018 года по 20 января 2018 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф».
Выставку предваряет ознакомительный зал, где на центральной стене мы видим черно-белое название и краткую биографию художника с важнейшими эпизодами из жизни. Трагичность жизненных перипетий, в том числе заставляет зрителя задуматься о несправедливом отношении общества к Левитану, что четко вписывается в основную концепцию самого музея. Левитан родился в еврейской семье и необходимость беспрестанно переезжать, беспрерывно искать себя и свой дом породила в художнике ориентацию на сверхчувственное восприятие природы и творение в гармонии с ней. Здесь же говорится о том, что идея выставки подсказана сходством «пейзажных натур» Левитана и Тарковского, творчество которого явно выступило в качестве привлекательной рекламы.
Главная идея выставки - разговор о традиции особого пейзажного восприятия мира российским искусством, о том, что левитановские идеи продолжают быть актуальными и в новом искусстве, помогая художникам искать скрытую в природе философию и особую красоту, центром которой становятся делали, что обычно находятся на периферии зрения. Получилось ли её реализовать?
Главный зал выставки совсем небольшой, но его полутёмная несколько фантастичная атмосфера с картинами, установленными на подставках, благодаря которым они походят на экраны, и самими экранами, где сцены из фильмов являются правопреемниками картин, действительно завораживают посетителей.
Здесь представлено свыше 30 избранных произведений «мастера лирического пейзажа» из различных частных коллекций и музеев (ГТГ, Русского музея, Музея Израиля (Иерусалим), Плёсского историко-художественного заповедника и других), встроенных в контекст авторского кино, расширяющего горизонт зрительского восприятия. Это узнаваемые кадры отечественных фильмов, где герои такие же неприкаянные души, как и сам Левитан: работы Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова, Сергея Соловьева, Андрея Звягинцева, Александра Довженко, Алексея Балабанова и т.д.
Непосредственным синтезом кино и живописи на выставке занимался хорошо известный театральный художник по свету Эй Джей Вайссбард. Сам свет похож на закатный, а полотна с подсветкой и экраны с проекторами то горят, то гаснут, но вовсе не мерцают, а, напротив, дополняют идейный настрой выставки своей совершенно левитановской романтической «сумеречностью». Можно даже сказать, что эффекты имеют определенный ритм плавных переходов, а звуки кино почти неслышны и кажутся отголосками с противоположных берегов тех самых пейзажей мастера.
Как подчеркивает сам директор музея, Александр Борода, они постарались оригинально подать выставочный проект о И.И. Левитане. Автором идеи и куратором выставки выступили молодые искусствоведы – Катя Крылова и Мария Насимова, связанные, в первую очередь, с Государственным центром современного искусства. Воплощение проекта главной доминантой которого является искусство художника другой эпохи не до конца удалась девушкам – здесь нет прямых пейзажных цитат и не так уж много Тарковского. Перед открытием выставки чувствовалась некоторая недоверчивость, которой поддалась и я. Однако экспозиция, устроенная «новичками» с уважением относится к творчеству «мастера лирического пейзажа», дает посетителю проникнуться к миру красоты русской природы. Недостатком является неправильная постановка темы, её акцент на прямой преемственности и параллелях не совсем отвечающих историко-художественной правде. Возможно, другой взгляд или наличие, к примеру, режиссерских цитат соответствующих концепции исправили бы ситуацию, но в существующем виде её нельзя назвать отличной. Тем не менее, коммерческий успех уже достигнут. А таким зрителям, как я, остается надеяться, что при создании последующих проектов, в своем новом помещении для выставок, Еврейский музей будет более вдумчиво подходить к идее осовременивая классики.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Journal information