frombelleepoch (frombelleepoch) wrote,
frombelleepoch
frombelleepoch

Categories:

Исаак Левитан и авторский кинематограф

С 4 октября 2018 года по 20 января 2018 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф».
 
 
2384045_20181018_204412 (700x525, 221Kb)
 
 
Выставку предваряет ознакомительный зал, где на центральной стене мы видим черно-белое название и краткую биографию художника с важнейшими эпизодами из жизни. Трагичность жизненных перипетий, в том числе заставляет зрителя задуматься о несправедливом отношении общества к Левитану, что четко вписывается в основную концепцию самого музея. Левитан родился в еврейской семье и необходимость беспрестанно переезжать, беспрерывно искать себя и свой дом породила в художнике ориентацию на сверхчувственное восприятие природы и творение в гармонии с ней. Здесь же говорится о том, что идея выставки подсказана сходством «пейзажных натур» Левитана и Тарковского, творчество которого явно выступило в качестве привлекательной рекламы.
 
 
2384045_20181018_202330_1_ (525x700, 212Kb)     2384045_20181018_202332_1_ (525x700, 232Kb)
 
 
 
Главная идея выставки - разговор о традиции особого пейзажного восприятия мира российским искусством, о том, что левитановские идеи продолжают быть актуальными и в новом искусстве, помогая художникам искать скрытую в природе философию и особую красоту, центром которой становятся делали, что обычно находятся на периферии зрения. Получилось ли её реализовать?
 
 
2384045_20181018_203521 (700x525, 249Kb)
 
 
 
 
Главный зал выставки совсем небольшой, но его полутёмная несколько фантастичная атмосфера с картинами, установленными на подставках, благодаря которым они походят на экраны, и самими экранами, где сцены из фильмов являются правопреемниками картин, действительно завораживают посетителей.
 
 
2384045_20181018_203216 (700x525, 238Kb)
 
 
Здесь представлено свыше 30 избранных произведений «мастера лирического пейзажа» из различных частных коллекций и музеев (ГТГ, Русского музея, Музея Израиля (Иерусалим), Плёсского историко-художественного заповедника и других), встроенных в контекст авторского кино, расширяющего горизонт зрительского восприятия. Это узнаваемые кадры отечественных фильмов, где герои такие же неприкаянные души, как и сам Левитан: работы Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова, Сергея Соловьева, Андрея Звягинцева, Александра Довженко, Алексея Балабанова и т.д.
 
 
2384045_20181018_204529 (525x700, 209Kb)
 
 
Непосредственным синтезом кино и живописи на выставке занимался хорошо известный театральный художник по свету Эй Джей Вайссбард. Сам свет похож на закатный, а полотна с подсветкой и экраны с проекторами то горят, то гаснут, но вовсе не мерцают, а, напротив, дополняют идейный настрой выставки своей совершенно левитановской романтической «сумеречностью». Можно даже сказать, что эффекты имеют определенный ритм плавных переходов, а звуки кино почти неслышны и кажутся отголосками с противоположных берегов тех самых пейзажей мастера.
 
 
2384045_20181018_204545_1_ (525x700, 199Kb)
 
 
Как подчеркивает сам директор музея, Александр Борода, они постарались оригинально подать выставочный проект о И.И. Левитане. Автором идеи и куратором выставки выступили молодые искусствоведы – Катя Крылова и Мария Насимова, связанные, в первую очередь, с Государственным центром современного искусства. Воплощение проекта главной доминантой которого является искусство художника другой эпохи не до конца удалась девушкам – здесь нет прямых пейзажных цитат и не так уж много Тарковского. Перед открытием выставки чувствовалась некоторая недоверчивость, которой поддалась и я. Однако экспозиция, устроенная «новичками» с уважением относится к творчеству «мастера лирического пейзажа», дает посетителю проникнуться к миру красоты русской природы. Недостатком является неправильная постановка темы, её акцент на прямой преемственности и параллелях не совсем отвечающих историко-художественной правде. Возможно, другой взгляд или наличие, к примеру, режиссерских цитат соответствующих концепции исправили бы ситуацию, но в существующем виде её нельзя назвать отличной. Тем не менее, коммерческий успех уже достигнут. А таким зрителям, как я, остается надеяться, что при создании последующих проектов, в своем новом помещении для выставок, Еврейский музей будет более вдумчиво подходить к идее осовременивая классики.
 
 
2384045_20181018_203031 (525x700, 232Kb)
 
 
2384045_20181018_203051 (700x525, 237Kb)
 
 
2384045_20181018_203115 (525x700, 198Kb)
 
 
2384045_20181018_203245_1_ (525x700, 223Kb)
 
 
2384045_20181018_203302_1_ (525x700, 239Kb)
 
 
2384045_20181018_203322 (700x525, 245Kb)
 
 
2384045_20181018_203350 (525x700, 221Kb)
 
 
2384045_20181018_203441 (700x525, 286Kb)
 
 
2384045_20181018_203604 (700x525, 264Kb)
 
 
2384045_20181018_203643 (525x700, 252Kb)
 
 
2384045_20181018_203702 (525x700, 263Kb)
 
 
2384045_20181018_203737 (525x700, 271Kb)
 
 
2384045_20181018_203809 (700x525, 259Kb)
 
 
2384045_20181018_203829 (700x525, 236Kb)
 
 
2384045_20181018_203849 (700x525, 292Kb)
 
 
2384045_20181018_203903 (700x525, 231Kb)
 
 
2384045_20181018_203956 (525x700, 224Kb)
 
 
2384045_20181018_204030 (525x700, 263Kb)
 
 
2384045_20181018_204107 (700x523, 262Kb)
 
 
2384045_20181018_204123 (525x700, 233Kb)
 
 
2384045_20181018_204144 (700x570, 277Kb)
 
 
2384045_20181018_204256 (700x525, 227Kb)
 
 
2384045_20181018_204347 (517x700, 245Kb)
 
 
 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Дача А.И. Ермкова в Мамонтовке

    Дача в стиле русского модерна, построенная в 1909 году по проекту Л. Кекушева для управляющего Ивантеевской тонкосуконной фабрики…

  • Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме

    Каменный храм в неорусском стиле, придуманный С.И. Вашковым по заказу купца А.И. Александренко, и заложенный с высочайшего соизволения Николая II,…

  • Деревянные дачи. Клязьма.

    Дача Леоновых (ул. Чайковского, 52) - построена "вашковцами" около 1905 года для предпринимателя Серафима Васильевича Второва С конца…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments